Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян рассказал 26.09.2018 в интервью агентству ТАСС о формировании системы расчетов в национальной валюте, увеличении товарооборота, шагах к устранению всех барьеров в ЕАЭС и созданию общего рынка нефти и газа.
Ключевые актуальные моменты этого интервью приводятся ниже:
****
— А когда будут подписаны соглашения о зоне свободной торговли с другими странами? Может, планируется начать переговоры с какими-то новыми государствами? Какими и когда?
— Вы знаете, что в 2016 году был запущен первый договор о зоне свободной торговли — с Вьетнамом, который нас очень воодушевил: за год его действия товарооборот стран союза с этим государством увеличился на 36%. Это достаточно серьезная цифра, которая показывает, что у таких торговых соглашений есть очень серьезной потенциал, стимулирующий экономический рост ЕАЭС. Наши президенты определили семь приоритетных направлений в этой сфере. Первое — взаимодействие с Китаем. С ним у нас недавно подписано торгово-экономическое непреференциальное соглашение. Второе соглашение — временное, ведущее к образованию зоны свободной торговли с Ираном, — мы подписали в мае. Оно так же, как и соглашение с Китаем, находится на ратификации в парламентах стран союза. Следующее направление — сотрудничество с Индией: здесь мы тоже ведем интенсивные переговоры. А кроме того, с Египтом, Израилем, Сингапуром и Сербией. Надеюсь, что мы определимся в этом году с Индией и Сингапуром. Но подписание соответствующих соглашений произойдет, скорее всего, уже в следующем году.
— Как вы оцениваете работу по маркировке товаров? Поддерживаете ли расширение списка маркируемой продукции? Какие товары должны обязательно маркироваться на территории союза?
— Безусловно, это важное направление, работа по которому также продвигается. На начальном этапе страны ЕАЭС это делали самостоятельно: каждая выбирала приоритетные для себя товары и маркировала их на собственном рынке. Преследовалась цель резкого сокращения теневого оборота товаров, легализации многих сфер деятельности, и опыт, накопленный на национальном уровне, показывает, что это очень эффективный механизм. Мы сегодня говорим о необходимости совмещения маркировки и прослеживаемости товаров. При этом нужно отслеживать не только движение отдельных товаров, но и грузов, больших объемов товарных групп, что требует четкого совмещения всех национальных программ. Страны представили нам перечни товаров, которые они для себя считают приоритетными, мы запустили пилотные проекты. Сейчас, в частности, запущен «пилот» между Россией и Казахстаном — по прослеживаемости грузов, готовится к старту «пилот» по прослеживаемости товара — мы выбрали табачную продукцию. Другие страны союза также будут присоединяться по мере готовности технических средств. В табачной отрасли мы хотим сделать общую маркировку, потому что в последние годы увеличивается теневой оборот в этой сфере. Кроме того, у нас есть порядка десяти товарных номенклатур, по которым мы планируем проводить маркировку товаров, сейчас по ним ведем переговоры со странами. Но очевидно, что перечень будет расширяться.
— А о каких товарах идет речь?
— О товарах текстильной отрасли, обуви, лекарствах и ряде других.
****
С полным текстом интервью можно познакомиться перейдя по ссылке: http://eec.eaeunion.org/ru/nae/news/Pages/26-09-2018-v2.aspx